Реестр проблем
В Палату предпринимателей Костанайской области поступило обращение относительно введения в действие в Закон «Об автомобильном транспорте» статьи 38-2 запрещающий перевозку грузов самосвалами с разрешенной максимальной массой более 25 тонн.
Данный вопрос был рассмотрен на заседании Отраслевого совета по вопросам транспорта от 19.11.2025 года с участием представителей Костанайской региональной транспортной прокуратуры, Инспекции транспортного контроля по Костанайской области, Департамента государственных доходов по Костанайской области, Департамента полиции Костанайской области, представителей маслихата и предпринимателей. В ходе заседания представители бизнеса и депутаты маслихатов сошлись во мнении, что запрет не решает проблему разрушения дорог. Отмечено, что качество дорожного покрытия ухудшается даже на тех участках, где движение трехосных самосвалов разрешенной массой свыше 25 тонн отсутствует (пример: участок Житикара–Чайковский). Для сохранности дорог необходим пересмотр нормативов проектирования и строительства дорог, а не запрет значительной части транспортных средств, используемых в отрасли. Также следует участь, что несмотря на грядущий запрет, на сегодняшний день, импорт (ввоз) и государственная регистрация большегрузных самосвалов не ограничены. У большинства предприятий такие самосвалы, находятся в лизинге. Замена данных транспортных средств – это большие финансовые затраты. Кроме того, увеличивается и расходы на перевозки до 76%, поскольку вместо одной перевозки крупнотоннажным самосвалом потребуется до 2,6 рейсов малотоннажными машинами. Расходная часть значительно увеличится, что неминуемо приведет к удорожанию строительных проектов, увеличению сроков строительства и сокращению его объемов. В случае введения запрета значительная часть водителей потеряет работу, что приведет к росту безработицы, сокращения бизнеса, трудовой миграции и социальной напряженности. По данным Департамента полиции Костанайской области, зарегистрировано 5 100 таких транспортных средств, по стране – более 60 000, что составляет около 35% парка грузовой техники. По данным Департамента государственных доходов по Костанайской области в 2024 году только индивидуальные предприниматели – владельцы таких грузовых автомобилей перечислили в бюджет свыше 3,6 млрд тенге налогов. Ограничения приведут к падению этих поступлений. Запрет не достигает заявленной цели (сохранность дорог), но влечёт серьёзные экономические, социальные и инфраструктурные последствия: • снижению объёмов строительных работ; • удорожанию материалов; • сокращение налоговых поступлений в бюджет; • увеличение безработицы и трудовой миграции. Вместе с тем сообщаем, что 20 ноября т.г. на площадке НПП РК «Атамекен» было проведено совещание с участием Главной транспортной прокуратуры по обсуждению системных проблем в транспортно-логистической сфере. В ходе мероприятия было озвучено, что при введении нормы статьи 38-2 в Закон «Об автомобильном транспорте» в нарушение Предпринимательского кодекса Республики Казахстан не был проведен анализ регуляторного воздействия.
Уровень проблемы:
<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>
Источник информации о проблеме:
КОСТАНАЙСКАЯ РПП
Предложение по решению проблемы:
Необходимо рассмотреть альтернативные пути решения проблемы качества дорожного покрытия.
Пути решения:
• усиление весового контроля, • ужесточение требований к качеству строительства дорог, • введение специальных полос (как в КНР), • переход на дифференцированную ответственность за перегруз.
Дата включения в реестр:
2025-12-15 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2025-12-31 00:00:00
Ход исполнения:
Ответственный исполнитель:
<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="5edac759-852d-499b-8654-65a6602a011a">Ермұханов Қуаныш Қыдырғалиұлы (Заместитель директора, ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК, , )</item></root>
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
Руководитель подразделения:
Ермұханов Қуаныш Қыдырғалиұлы (Заместитель директора, , )
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

